Рассуждения на тему портрета.

 

Рассуждения на тему портрета.




Здравствуй, мой дорогой гость!
Искренне тебе рад.
Полагаю, раз уж ты читаешь эти строки, то скорей всего у меня в гостях человек вдумчивый , глубокий, предпочитающий вчитываться и вкапываться в саму сущность, не соблазняясь только внешним эффектом очередной модной фишки.
И хотя моя работа, в большем объеме, это все таки— спецэффекты, экшн, аллегории, ассоциации, создание альтернативной реальности и все разнообразие куда может заглянуть всевидящее око фотокамеры, тем не менее, я все таки стремлюсь создавать натуральные, естественные человеческие ценности, не важно, будь то жанровый портрет, выхваченный из жизни, или сложная студийная постановка с дымом и фейерверками.
Даже когда передо мной в студии, на подиуме (якобы) не живые предметы, для меня все равно очень важно почувствовать их. Понять , что в них заложил создатель, что хотел передать… И если все таки, удается добиться от этих моделей взаимности, вот тогда работа идет в кайф. Они сами начинают выбирать для себя максимально удачные ракурсы и обнажать все свои самые красивые места. Остается только, не терять чуткости, быть внимательным к их тонким намекам, и как в награду, иногда получается живая фотка из якобы не живых предметов.
А как интересно работать с людьми..! Особенно с открытыми, харизматичными, когда имиджевая шелуха и комплексы не имеют ни какого значения, ведь интересна по настоящему не внешность человека, а его сущность, нагота души.
Да, я конечно понимаю что красивое, обнаженное женское тело это, не угасающий маяк, это было интересно, есть интересно и будет интересно. Но почему?
Позвольте по рассуждать. Не ужели так уж привлекают интимные подробности самого тела? Сомневаюсь. На мой взгляд, реакция на живую плоть, имеет у нас те же корни, что и реакция на сочную плоть фрукта или свежий сок, только что выжатый в стакан. И то и другое, натуральное, вкусное, созданное самой природой. Ни какой синтетики!
Кроме того, в повседневной жизни мы плотно укутаны в стереотипы, манеры, одним словом - условности. Редко когда можно встретить человека непосредственного и не защищенного набором выше перечисленных средств. Одежда и аксессуары, пожалуй одно из первейших орудий в арсенале закомплексованного человека, они четко накладывают на человека печать поведения, форму жестов и даже способ мышления. Но окажись этот человек на подиуме в чем мать родила и он по неволе, начинает быть самим собой, потому что большую часть комплексов, он оказывается снял вместе с одеждой. И теперь он стал таким трогательным, доступным, он больше не пугает никого своими понтами, на против, у него появляется робкое желание дарить свою красоту окружающему миру, мир чувствует этот посыл и тянется на встречу. Фотография сделанная в такой момент, автоматически сохраняет в себе энергию вдохновения модели и фотографа который , в сей момент, тоже далеко не безучастен. В результате, чем сильней был всплеск эмоций, тем больший резонанс вызывает работа.
Это не значит что только жанр «НЮ» имеет право на откровенность. Старый добрый «Семейный портрет», который я к стати очень люблю, может быть таким же эмоционально мощным и трогательным, если в его основу опять таки, лягут не прически и наряды, а голые, чувства портретируемых.
Портрет! Давайте рассмотрим тему художественного портрета более обстоятельно, ибо считаю что этот жанр, не взирая на свои благородные корни и славную историю, переживает сейчас не лучшие времена, хотя на то и есть свои причины.
На старофранцузском, Portraire означает - воспроизводить что либо, черта в черту. На языке современных европейских энциклопедий, портрет— это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация. Причем, это актуально именно для европейской школы портрета, а вот на востоке хороший портрет предполагал в первую очередь достоверное воспроизведение костюма портретируемого и сопутствующих аксессуаров.
Период расцвета, этого изобразительного жанра, приписывают к эпохе Возрождения, XUII и второй половине XUIII веков, (Римский скульптурный портрет).
Именно в тот период человечество стало осознавать свою значительность, уверовавши в силу разума и действенность собственной созидающей силы. Мощный посыл преобразований получила наука, технический прогресс и конечно же культура. Сила личности, индивидуальность, красота души и тела — вот, что вдохновляло художников тех лет, и с чем сегодня у нас кризис.
Визуальное сходство и прикладная техника написания портрета остались уделом примитивов (так называли художников, ставивших перед собой цель - узнаваемость персонажа, что то на вроде наших фото на документы) . Им на смену пришли тонкие, мастера которые, интерпретировали окружающую реальность, опираясь не только на внешнее сходство, но и акцентируя внимание зрителя на внутренних эмоциональных процессах портретируемого. Такая работа была не только масштабней и выразительней, но и более сложной, на результат которой стали влиять многие факторы.
Первый из них - видение художником своего персонажа. Чем глубже мог заглянуть мастер, тем точней он мог передать саму Сущность человека. Сделать это по настоящему хорошо, мог только тот, чей масштаб личности не уступал бы заказчику, а в силу того, что подобной услугой чаще всего пользовались люди высокого сословия (монархи, вельможи), то и задача была не каждому по плечу. Художественная ценность такого портрета была прямо пропорциональна вкусу, эстетике и внутренней культуре портретиста, его независимости от социальных условностей, глубины понимания жизни и собственной зрелости, ну и разумеется, от умения переложить на холст все выше перечисленное. К сожалению, далеко не всегда мнение заказчика совпадало с видением художника, это нормально, ведь художественный портрет — продукт неоднозначный, и порой противоречит представлению персонажа о самом себе. Только время, в состоянии решать такие споры, размещая не оплаченные заказы в национальных музеях или покрывать пылью помпезную кичуху.
Как ни странно, по прошествии веков, рецепты художественного портрета ( читай—фотопортрета) особых изменений не претерпели, разве что современный художник стал более свободен в изобразительных средствах. Принципы, подход и даже подкатегории жанра, остались те же, что и триста лет тому назад. Это лишний раз подтверждает не только фундаментальность основ, а скорее указывает на их естественное, органическое происхождение.
Но между классическим живописным портретом и художественным фотопортретом конечно же есть существенная разница. У живописца есть возможность, по средствам своего таланта, написать портрет так, как он считает необходимым, подчеркивая одно, и опуская другое. В итоге получается собирательный образ, где кроме визуального сходства, сконцентрировано самое главное в характере портретируемого. То есть, для своей работы, он в первую очередь берет то что ему нужно, преломляет сквозь призму собственного восприятия и уже после добавляет периферию, при этом он не ограничен во времени и формах. В этом плане мольберт гораздо пластичней фотографии, и если бы я умел рисовать, то делал бы это таким способом.
Фотография на против, ограниченна со всех сторон. Во первых,она мгновенна, и потом уже ничего не поправишь. Поэтому, нужно не только точно знать чего хочешь выразить в модели, но и трансформировать реальность под собственные потребности. То есть создать все условия способствующие развитию нужного тебе сюжета, апогеем которого и станет, то самое мгновение, поместившее в себя все необходимые ингредиенты.
Второе. Фотограф испытывает сильное давление со стороны физической реальности. Тут тебе и атмосфера снимка которую мало «увидеть», нужно еще реализовать. И анатомические, и психологические особенности портретируемого, которые порой скрывают под собой истинные сокровища души человеческой. И опять таки скоротечность процессов, когда вот оно - нужное состояние, раскрывающее сущность модели, ты видишь это, но… Не поставлен свет, нет под рукой фотоаппарата и т.д. И воссоздать те же условия, на техническом уровне ой как не просто.
С другой стороны, фотография на много демократичней живописи. Она доступна, в той или иной мере, всем кому это интересно. Что несомненно влечет за собой популяризацию портрета. По крайней мере, если заказывать художественный портрет своих близких вам не по карману, то уж пофоткать на мыльницу может всякий. Хотя есть и вторая сторона у популярности. Доступность влечет за собой вседозволенность в нарушении всех правил композиции и законов жанра. В свое время, сильнейший удар по художественной фотографии, нанесли компактные фотоаппараты (мыльницы), которые появились в каждой семье. В следствии чего профессиональные фотосалоны, именуемые у нас «Колерово фото» вымерли как класс. И дело не в том, что те совдеповские цветные фотографии, с «новаторским» цветобалансом, были скучными, тривиальными и типично прикладным продуктом. Они к стати, оставили глубокий след в нашей культуре, во всяком случае, в каждой советской семье существовала традиция, у кого чаще, у кого реже, обновлять домашние фотоальбомы или фото рамки на стенах. Опасность представляла избыточная популярность фотографии, опережавшая культуру потребления таковой. В дело, как обычно вмешалась коммерция, выжимая практическую выгоду из технического прогресса. Выпуская на рынок, в 1900 году, свой фотоаппарат массового потребления «Кодак» всего за один доллар (на 6 кадров), Джорж Истмен так и заявил “Вы нажимаете на кнопку —мы делаем все остальное!”, снимая таким образом, с обывателя всякую ответственность за получившуюся картинку. Соответственно - “Зачем идти к профессионалу если у моего фотоаппарата есть кнопка «Шедевр»? “
Но, время не умалимо расставляет все по местам. Домашняя любительская фотограффия продалжает наполнять наши фотоальбомы, и слава богу, а профессионалы снова стали востребованы в жанре «Художественный портрет».
Особый интерес в этой теме, лично у меня, вызывает «Семейный художественный портрет». Очень интересное поприще для портретиста. Отличается большим количеством влиятельных факторов, повышенной чуткостью и энергоотдачей со стороны фотографа.
В «семейном портрете» важно не только подчеркнуть харизматические особенности всех участников композиции, их нужно объединить. Постараться проявить эмоциональные оттенки, связывающие этих людей, по возможности, указать на статус, возможно национальные особенности, как можно быстрей понять и перейти на язык общения, портретируемых, я не имею в виду словесность. В соло портрете, эти интимные процессы адаптации происходят мягче и быстрей, но когда вас больше двух, очень трудно одновременно удерживать на одной эмоциональной плоскости всех персонажей, приходится попеременно обращаться ко всем и при этом не терять нить собственного восприятия. Личное восприятие реальности, в принципе, нужно всегда держать в тонусе, ведь ситуация в любой момент может подкинуть неожиданное, но очень правильное решение, и важно его не упустить. Один мой товарищ, называет такую ситуацию—момент «божественной ошибки», полагаю он прав, ведь по сути, портретист всего лишь транслятор, так скажем - инструмент в руках проведения. Я лично, неоднократно замечал, что если удалось в работе, поймать волну, дальше все происходит само собой, даже не приходится анализировать приходящую информацию, ты просто уверенно действуешь согласно полученным , из вне инструкциям. И как правило, такой результат удовлетворяет и тебя и заказчика.
Но, для того, что бы выйти на подобный уровень , необходима тщательная подготовка. Самое главное, это конечно изучение будущих персонажей. Должны появиться виртуальные образные сюжеты, которые и станут отправной точкой в работе. Далее, они проявят и костюмы. По одежке не только встречают, но и характеризуют, присваивая липучие ярлыки. Семейный портрет - не жанровая сценка с обилием эмоций и ярких эффектов (хотя бывают исключения), поэтому одежда по возможности , не должна отвлекать зрителя, но обязана отвечать на такие вопросы:
• - возраст портретируемых
• - статус, социальное положение
• - внутренняя эстетика
• - свобода или подчиненность стереотипам и комплексам
• - сила харизмы
Это только вкратце, на самом деле, люди создают обширные картины личного восприятия, опираясь только на внешний вид собеседника. Даже место проведения фото сессии и возможный формат, подскажет именно подобранный гардероб.
Перечислять далее факторы, влияющие на силу портрета, бесполезно, их бесконечное множество и в каждом отдельном случае они индивидуальны, в том и прелесть. Единственное что объединяет их, это подход. Правило создания художественных ценностей, гласит— «Искусство—это тонкий эстетический баланс формы и содержания». И пока это правило никто не отменял, у нас есть возможность поучить художественный портрет.


Создан 21 окт 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
file:///E:/FOTO-1/%D0%A0%D0%90%D0%97%D0%91%D0%9E%D0%A0%D0%9A%D0%90/2010.09.10_Sait/Detali_Ai/Logo_Absurdov_R.png